Учебно-методическая работа

 

Учебно методические материалы по дисциплинам
 
Гатина Альмира Эмуровна Основной язык (Синтаксис)
Введение в языкознание
Основной язык (Орфография и фонетика)
Предмет теории коммуникации
Речевая ситуация в коммуникативном акте
Речевая деятельность и коммуникативный акт
Функциональные уровни речи
Стратегии и тактики речи
Дорцуева Наталья Ивановна Русский язык и культура речи
Гусейнова Зульфия Мухтаровна Нормы синтаксические
Лексико-фразеологические нормы
РКИ Родительный падеж
РКИ Урок 1
Исламова Айпери Мирлановна Русский язык и культура речи 
Дюшекеева Динара Табылдиевна

C удостоверениями и сертификатами о повышении квалификации преподавателей кафедры можно ознакомиться в разделе "Профессорско-преподавательский состав" подраздел "Дополнительная информация".                                                               
                                                        
*****************************************************************************************
Ежегодно в осеннем семестре на гуманитарном факультете среди студентов направления «Лингвистика», профили «Теория и практика преподавания иностранных языков и культур», «Теория и практика межкультурной коммуникации" доцент кафедры русского языка Н.И. Дорцуева проводит модуль по дисциплине «Русский язык и культура речи» с использованием интерактивных образовательных технологий при изучении темы «Рекламный текст». Студенты готовят представление о выбранной стране в Power Point. Первокурсники, разбившись по желанию на группы из 3-4 человек и выбрав страну, изучаемого языка, с большим энтузиазмом готовятся к выступлению.
     Основным требованием является грамотное составление текста и презентация его на практическом занятии. При этом необходимо учитывать все коммуникативные качества, изучаемые на лекционных занятиях: правильность и точность речи, логичность и уместность, богатство и выразительность, чистоту речи. Кроме того, оценивается яркость, образность и оригинальность подачи материала. Среди слайдов должна быть информация, представляющая геральдику страны, её географическое положение, основные достопримечательности, известных личностей: учёных, писателей и поэтов, художников, певцов и актёров. Изюминка каждой презентации – это  основные блюда национальной кухни или интересные факты о стране и людях: особенности национального характера, стереотипы поведения, связанные с носителями языка выбранной страны. Последний слайд включает заимствования из национального языка, вошедшие в русский язык на протяжении многих столетий.
     Данный модуль не только оценивает и закрепляет пройденный теоретический материал на практике, но и вызывает у студентов неподдельный интерес к заданной теме, способствует их творческому развитию, помогает первокурсникам сдружиться на первом этапе их совместной образовательной деятельности.









 

В 2017 – 2018 году кафедра принимала активное участие в проведении курсов повышения квалификации для учителей русского языка из различных регионов республики, которые были организованы Представительство Россотрудничества в Кыргызской Республике совместно с Институтом регионального славяноведения в КР.

  

Программа повышения квалификации учителей школ Каракола (декабрь 2018 года) содержала методические консультации, лекции и семинары, на которых с учителями школ обсуждались современные подходы к преподаванию русского языка в условиях ограниченной языковой среды.
    На курсах освещались самые современные методы, приёмы обучения русскому языку; обязательным компонентом программы было ознакомление педагогов республики с методическими новинками, разработанными нашими партнёрами – сотрудниками Института русского языка имени А.С. Пушкина (Москва).
  Лектором от кафедры русского языка выступала старший преподаватель Пешехонова Инна Александровна.

Учебники и учебные пососбия, выпущенные кафедрой в 2010-2019-гг.:
  • Tagaev М.,  Protassova E. Russian language in Kyrgyzstan: status, functioning, and collisions between languages // Mustajoki A., Protassova E., Yelenevskaya  M.(Eds). The Soft Power of the Russian Language Pluricentricity, Politics and Policies. -  Routiedge, London-New York, 2019. - P. 134-149.
  • Шепелева Г. П. Русские заморочки в вопросах и ответах. Заметки о культуре речи. Выпуск 2. – Бишкек:  КРСУ, 2019.
  • Тагаев М.Дж. Основной язык. Словообразование: Учеб. пособ. для студ. бакалавриата гуманитарных направлений. - Бишкек: КРСУ, 2018.
  • Фразеологический мир Ч. Т. Айтматова. / Сост. Дмитриева Л.И., Тагаев М. Дж., Шепелева Г.П. – Бишкек, 2018.
  • Бреусенко Л.М., Матохина Т.А. Русский язык. 6 класс: Учебник для школ с русским языком обучения. / Л. М. Бреусенко , Т.А. Матохина. – Бишкек: Аркус, 2018.
  • Бреусенко Л.М. Русский язык. 7 класс: Учебник для школ с русским языком обучения. - Бишкек, 2017 г. (в соавторстве)
  • Бреусенко Л.М. Русский язык 6 класс. Методическое пособие для учителей школ с русским языком обучения /в соавторстве с Качигуловой В.Н., Матохиной Т.А. - Бишкек: Аркус,  2017.
  • Гатина А.Э. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособ. для студ. бакалавриата гуманитарных направлений. - Бишкек: КРСУ, 2017. 
  • Языки в диалоге культур: К 70-летию проф. Т.Дж. Тагаева: Сборник статей. - Бишкек: КРСУ, 2017.
  • Григорьева О.А. История русского литературного языка (Словари и грамматики ХV-ХIX вв.): Хрестоматия/О.А. Григорьева/ - Бишкек : КРСУ, 2016.
  • Тагаев М. Дж. Диалог языков и культур (на материале функционирования и взаимодействия культурно-языковых пространств киргизского и русского языков). - Бишкек, КРСУ, 2015.
  • Шепелева Г.П. Русские заморочки: учебно-методическое пособие. - Бишкек: КРСУ, 2013.
  • Абакирова Э.Ш. Фразеология со значением "психическое состояние лица" в русском и киргизском языках: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Бишкек: Кыргызский национальный государственный университет им. Баласагына, 2013.
  • Манликова М.Х. Этнокультуроведение: Педагогическое сопряжение языков и культур: Учебно-методическое пособие. В двух частях/ Сост. и ред. М.Х. Манликова. Бишкек: КРСУ, 2013. 
  • Манликова М.Х. Язык и культура в мире спорта: Лингвострановедческое учебное пособие. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2013.
  • Шепелева Г.П. Пособие по самостоятельной работе для бакалавров-филологов по "Основному языку (Лексикология)". Бишкек: КРСУ, 2014.
  • Манликова М.Х. Этнокультуроведческий анализ художественного текста: учебно-методическое пособие для самостоятельной работа по дисциплинам лингвокультурологического цикла для бакалавров, аспирантов и магистрантов: В 2-х частях. - Бишкек: КРСУ, 2014.
  • Манликова М.Х. Национально-культурная семантика русского слова. Бишкек: КРСУ, 2014.
  • Дорцуева Н.И. Практический курс русского языка: Учеб. пособ. - Бишкек: КРСУ, 2014. (гриф МОН КР).
  • Шепелева Г.П., Бреусенко Л.М., Дорцуева Н.И. Культура речи: Учеб. пособ. - Бишкек: КРСУ, 2014. (гриф МОН КР)
  • Шепелева Г.П. Русские заморочки -2.: Учебн. пособ. – Бишкек: НЕОПРИНТ, 2012.
  • Шепелева Г.П., Бреусенко Л.М., Гатина А.Э. Культура речи.: Учебн. пособ. для студ. 1. курса. – Бишкек: КРСУ, 2012.
  • Манликова М.Х. Методика преподавания русского языка и литературы в киргизской школе. Ч. 1.: Хрестоматия. – Бишкек: КРСУ, 2010.
  • Тагаев М.Дж., Борчиева Б.Т. Русский язык. 7 класс узбекской школы. Учебник. – Бишкек: ИНСАНАТ, 2012.
  • Манликова М.Х. Краски времен года: Этнокультроведческое учеб. пособ. – Бишкек: КРСУ, 2012.
  • Шепелева Г.П., Дорцуева Н.И. Стилистика русского языка и культура речи.: Учебн. пособ. для студ. медицин. спец. – Бишкек: КРСУ, 2012.
  • Пешехонова И.А., Яковлева Л.Э. и др. Методические рекомендации к обучению русскому языку как иностранному на первом сертификационном уровне: Метод. пособ. – Бишкек: КРСУ, 2011.
  • Каипова В.П. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в школе: Метод. пособ. – Бишкек: КРСУ, 2011.
  • Каипова В.П. Программа и дневник педагогической практики студента-филолога: Методические материалы по педагог. практике. – Бишкек: КРСУ, 2010.
  • Шепелева Г.П. Русские заморочки -1: Учебн. пособ. – Бишкек: НЕОПРИНТ, 2010.
     

Образовательная деятельность кафедры истории и теории литературы проводится на основе Государственных образовательных стандартов Российской Федерации и Кыргызской Республики. С 2011 г. кафедра истории и теории литературы перешла на двухуровневую систему образования по направлению 45.03.01, 531000 Филология.

Первый уровень - бакалавриат, профиль  "Преподавание филологических дисциплин" (русский язык и литература). Данный профиль предназначен для подготовки преподавателей русского языка и литературы, а также иных филологических дисциплин в учреждениях среднего общего и среднего профессионального образования. 

Будущие филологи специализируются в следующих областях знаний:

  • литературоведение
  • языкознание
  • методика преподавания русского языка и литературы

Виды профессиональной деятельности (академический бакалавр):

  • научно-исследовательская
  • педагогическая

Сферы профессиональной деятельности:

  • общеобразовательные школы
  • колледжи
  • лицеи

            План практик на 2021-2022 уч.г.

            База практики

 
Программа государственной итоговой аттестации (ГИА)
Программа МИГА
Программа государственного междисциплинарного экзамена 
Методические указания к ВКР
Положение о ВКР
Темы выпускных квалификационных работ
План воспитательной работы на 2021 - 2022 уч.г.

График дежурств